понедельник, 12 января 2015 г.

«Жил, путешествовал, писал»




12 января исполнилось 125 лет со дня рождения В.Я. Ерошенко (1890 – 1952) писателя, филолога, журналиста, переводчика, тифлопедагога, путешественника. 

«Когда умру, пусть на могиле
напишут всего три слова -
жил, путешествовал, писал».
Василий Ерошенко

Василий Яковлевич Ерошенко родился 12 января 1890 г. в крестьянской семье в с. Обуховка Старооскольского района Белгородской области. В четырёхлетнем возрасте после болезни потерял зрение, получил общее и музыкальное образование в Московской школе для слепых детей. Некоторое время В.Я. Ерошенко работал в оркестре слепых в Москве. Знал более десяти языков мира. Случайно услышав о языке международного общения эсперанто, решил изучить его. Это увлечение стало причиной его первого путешествия в Англию в 1912 г.
Василий Яковлевич жил и работал во многих странах Юго-Восточной Азии, преподавал в Пекинском и Токийском университетах. Изучал философию, литературу, собирал фольклор тех стран, в которых ему пришлось бывать и работать. Ерошенко считается классиком японской литературы.
Его первые рассказы «Дождь идет», «Рассказ бумажного фонарика» были опубликованы в 1916 г. на японском языке. Будучи слепым, он не только «увидел» мир, но и, преодолев языковые барьеры, доказал взаимовлияние языковых культур Запада и Востока.
Иллюстрацией всей жизни В.Я. Ерошенко могут быть его слова: «Я думаю, что главное предназначение человека на земле творить добро, жить для людей».
После возвращения на родину в 1923 г. он много внимания уделял организации школ и детских домов для слепых. Более 10 лет был директором детского дома для слепых детей в Туркменской ССР. Обучение слепых детей родному языку велось по разработанному Ерошенко в 1952 г. туркменскому брайлевскому алфавиту. При детдоме были организованы производственные мастерские, кружки художественной самодеятельности.

Дом – музей В.Я. Ерошенко (Белгородская область, Старооскольский район, село Обуховка)
В.Я. Ерошенко был участником многих международных конгрессов эсперантистов, одним из инициаторов создания первого в Москве шахматного кружка, положившего начало движению слепых шахматистов в стране, сам принимал участие во многих чемпионатах ВОС по шахматам. Его литературное наследие составляют сказки, стихотворения, очерки, рассказы, статьи и пьесы. Умер В.Я. Ерошенко 23 декабря 1952 г. в родном селе Обуховка.

Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих и специалистов в области тифлологии на 2015 год / м-во культуры Ставроп. края, Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского; отдел тифлобиблиогр. и информ. ; [сост. Л. М. Святуха]. – Ставрополь, 2014. – 28 с.

Произведения В.Я. Ерошенко в фондах библиотеки:

1.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Из жизни чукчей [Шрифт Брайля] / В. Я. Ерошенко. - Вильнюс : Литовское общество слепых, 1989. - 1 кн.(на языке эсперанто).
2.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Избранное [Шрифт Брайля] / В. Я. Ерошенко. - М. : Просвещение, 1990. - 2 кн (на языке эсперанто).
3.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Сердце орла [Звукозапись] : роман / В. Я. Ерошенко. - Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2005. - 2 мфк., (6 час.50 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp.
4.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Сердце орла [Звукозапись] : сборник / В. Я. Ерошенко. - Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (6 час.50 мин.).
5.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Сердце орла [Текст] / В. Я. Ерошенко. - Белгород : Книжное изд-во, 1962. - 170 с.
6.    Ерошенко, Василий Яковлевич. Сердце орла [Текст] : стихи и сказки, очерки и рассказы / В. Я. Ерошенко. - Белгород : Книжное изд-во, 1962. - 214 с.

 #Ерошенко125 ‪#‎ГодЛитературы

Комментариев нет:

Отправить комментарий