пятница, 17 апреля 2015 г.

Ян Бернард. Повесть «Дети батальона»


Тяжёлые детские сны
Опять не дают мне покоя.
И слышатся громы весны
И громы полночного боя.
Опять я с братишкой ползу
Бойцам перевязывать раны.
Росинку с полыни слизну,
Увидев огонь ураганный…
Я. Бернард


Ян Игнатьевич Бернард – современный российский поэт и прозаик, лауреат литературных премий. Его книги  нашли своего читателя и в России и в Польше. 

          Ян Бернард родился
25 мая 1937 г. в Варшаве, в семье польского коммуниста – подпольщика. Когда фашисты оккупировали Польшу, отец с двумя малолетними детьми эмигрировал в СССР. Жена его потерялась в Варшаве во время бомбёжки. Отец с двумя малышами – Яном и его десятилетним братом – добрался до границы Советского Союза. В 1941 г. Игнат Бернард вступил в Красную армию бойцом стройбата и упросил командира оставить сыновей с ним. Так Ян и его брат стали «детьми батальона».
Через 30 лет Ян Бернард встретился в Париже с матерью, по которой тосковал всю жизнь.
Ставрополье стало второй родиной поэта. Ян учился в средней школе города Минеральные Воды, затем поступил на заочное отделение исторического факультета Ставропольского государственного педагогического института.
Работал в минераловодской газете «Коммунист», был художественным руководителем минераловодского парка культуры и отдыха. Затем стал корреспондентом ставропольской краевой писательской организации, позже в краевой филармонии – артистом разговорного жанра. Выступал в творческих поездках по краю и за его пределами с авторскими концертами. Руководил литературным объединением при Дворце культуры и спорта профсоюзов, работал лектором Краевого фонда культуры.
Ян Игнатьевич посвятил себя не только творчеству, но и многосторонней культурной деятельности. Он был ответственным секретарём Ставропольского краевого объединения юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., председателем общественного объединения «Ставропольский комитет социальной защиты писателей-ветеранов». С 2005 года Ян Бернард возглавлял национально-культурное общество «Союз поляков города Ставрополя».
Награждён знаками «Сын полка» – московским и ставропольским, является кавалером золотого Почётного знака общества польско-советской дружбы, лауреатом премии комсомола Ставрополья и краевого комитета защиты мира. Награждён медалью «За заслуги перед Ставропольским краем».
Ян Бернард – член Союза писателей России с 1992 года. Изданы книги: «Прощание с детством», «Дети войны», «Ранняя седина», «Душа человеческая» «Дети батальона», «Польские силуэты», «Русский Париж», «Межзвёздная арка», «Вершины Пятигорья», «Да святится имя твоё», «Детство Иисуса Христа», «Юность Иисуса Христа», «Прощание с Булонским лесом», «Минное поле детства», «Легенды о Лермонтове» и др. Неоднократно Ян Бернард бывал в нашей библиотеке на встрече с читателями и сам озвучивал свои произведения в нашей студии звукозаписи.

Скончался Ян Бернард 3 июня 2018 года.

Лирическая эпопея «Дети батальона», в которой проза и стихи органично спаяны в единое целое, рассказывает о детях войны. Повесть о военном детстве вблизи фронта. В основе книги лежат страшные и героические события, которые пришлось увидеть и пережить автору и его брату.

Вот как отозвался Николай Старшинов в предисловии к книге Яна Бернарда «Ранняя седина» об этом произведении: «Автобиографическая повесть «Дети батальона», посвящённая военному детству, написана с такой непосредственностью, с таким волнением и сердечностью чистой детской души, с такой добротой и благодарностью к людям, принявшим живое участие в судьбе автора, что сама стала поэзией. А стихи как бы дополняют повесть, придают еще большее лирическое звучание всей книге».
 
Маленький польский мальчик Яцек и его брат Стасик, бежавшие вместе с отцом от немецких фашистов в Советский Союз, встречают здесь самый душевный и человечный приём, они переносят все трудности военного времени наравне со взрослыми и сами на глазах взрослеют, на всю жизнь запомнив это доброе отношение советских людей, которое помогло им остаться в живых, вырасти и полюбить жизнь.

Цитата из повести Яна Бернарда «Дети батальона»:
«…Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что казалось, должны были опустеть. Но как солнечный свет, падало на эти глаза человеческое тепло. От ужасов войны детская душа излечивалась суровой нежностью солдат. Вот почему война всё-таки не убила детства, не заслонила красок мира, не вытравила из души мечты и веры в человеческую доброту.
Я не могу поручиться за всех детей войны, не могу сказать, что со всеми было именно так. У некоторых ломалась хрупкая душа от окружающего ада, и детскую голову осеняла страшная догадка, что этот мир ужасен и безнадёжен. Я говорю о детях, обладающих редкой впечатлительностью…»

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются и другие книги Яна Бернарда, в том числе и в адаптированных форматах:

«Говорящие» книги на кассетах
Бернард, Я. И. Дети батальона [Звукозапись] / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2010. – 1 мфк., (4 час.23 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: Ставрополь: Кн. изд-во, 1995.
Бернард, Я. И. Помоги нам, Господи [Звукозапись] : отрывок из повести, рассказ / Я. И. Бернард, Читает автор. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2001. – 1 мфк., (4 час.) : 2,38 см/с, 4 доp.

Аудиокниги на CD
Бернард, Я. И. Дети батальона [Электронный ресурс] / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2010. – 1 эл. опт. диск, (4 час.16 мин.). – С изд.: Ставрополь: Кн. изд-во, 1995. – Запись произведена в формате MP3.
Бернард, Я. И. Помоги нам, Господи [Электронный ресурс] : отрывок из повести / Я. И. Бернард, Читает автор. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2001. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (4 час.). – С изд.: Ставрополь: Кр. б-ка для слепых, 2001.– Запись произведена в формате WAV.

Плоскопечатные издания
Бернард, Я. И. Варшавская лира: сонеты [Текст] / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Моцарт, 2008. – 254 с.
Бернард, Я. И. Вершины Пятигорья [Текст] : сонеты, легенды / Я. И. Бернард. – Ставрополь : ЛФР, 2000. – 48 с. – (Библиотека Писателей Ставрополья).
Бернард, Я. И. Да святится имя твое: тысяча сонетов [Текст] : библейские мотивы для юношества России / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Юркит, 2003. – 536 с.
Бернард, Я. И. Дети батальона [Текст] : рассказы, стихи / Я. И. Бернард. – Ставрополь : ЛФР, 2000. – 45 с. – (Библиотека Писателей Ставрополья)
Бернард, Я. И. Дети батальона [Текст] : 50-летию Великой Победы / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Краевая типография, 1995. – 320 с.
Бернард, Я. И. Детство Иисуса Христа [Текст] : сонеты / Я. И. Бернард. – М. : Центр-ЛР, 2006. – 71 с.
Бернард, Я. И. Межзвёздная арка [Текст] : сто сонетов / Я. И. Бернард. – Ставрополь : ЛФР, 1999. – 47 с. – (Библиотека Писателей Ставрополья).
Бернард, Я. И. Прощание с Булонским лесом: сонеты [Текст] : 200-летию со дня рождения Фридерика Шопена / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Моцарт, 2010. – 128 с.
Бернард, Я. И. Русский Париж [Текст] : сонеты, легенды / Я. И. Бернард. – [Б. м.] : НПП «Фито-Эко», 1993. – 350 с.
Бернард, Я. И. Сердце Фридерика Шопена: 150 сонетов для юношества России и Польши [Текст] / Я. И. Бернард. – Ставрополь : Сервисшкола, 2008. – 120 с.
Бернард, Я. И. Юность Иисуса Христа: сонеты [Текст] : библейские мотивы для юношества России / Я. И. Бернард. – М. : Центр-ЛР, 2007. – 71 с. – (Библиотека Писателей Ставрополья).

Комментариев нет:

Отправить комментарий