понедельник, 10 августа 2015 г.

«Я был богат, но счастлив не был…» (Михаил Зощенко)



10 августа родился Михаил Михайлович Зощенко – русский писатель и признанный классик XX века. На его долю выпало немало испытаний. Огромная популярность, травля и репрессии, полное забвение и слава писателя, чьё имя входит в число первых юмористов России. Его рассказы до сих пор читают на эстраде, радио и телевидении. «Зощенковские персонажи» не утратили своей актуальности, они по-прежнему узнаваемы и смешны.


К известному врачу однажды явился пациент с жалобой на апатию, отсутствие аппетита, затяжные приступы меланхолии. Как выяснилось, он перепробовал все средства, все лекарства, но ничего решительно не помогает. Внимательно выслушав, тщательно исследовав ипохондрика, врач предложил ему последнее радикальное средство – читать по одному рассказу в день: перед завтраком, обедом и ужином. Правда, добавил врач, произведения Зощенко под запретом, но он, доктор, во имя медицины рискнёт дать больному книгу из собственной библиотеки. – Увы, – грустно улыбнулся пациент, – мне это не поможет. Я и есть Зощенко.
Этот популярный анекдот очень хорошо характеризует творчество, и, главное, характер писателя.


Михаил Зощенко родился в Петербурге в небогатой, но интеллигентной семье. Отец писателя был художником, а мать – актрисой и писательницей рассказов. В 1903 году родители отдали мальчика в Санкт-Петербургскую восьмую гимназию. Вот как он вспоминал об этих годах: «Учился весьма плохо. И особенно плохо по русскому – на экзамене на аттестат зрелости я получил единицу по русскому сочинению… Эта неуспеваемость мне и сейчас тем более странна, что я тогда уже хотел быть писателем и писал для себя рассказы и стихи. Скорей от бешенства, чем от отчаяния, я пытался покончить со своей жизнью». Жизнь порой бывает парадоксальна – будущий крупный писатель, начавший сочинять в 9 лет, – самый отстающий по русскому языку! Судьба хранила его, не позволив совершить самоубийство, так же, как и ранее, когда он шестилетним мальчиком, будучи на даче близ Шлиссельбурга, едва не утонул в Неве.

Впечатления детства – в том числе о сложных отношениях между родителями – отразились впоследствии в рассказах Зощенко для детей («Галоши и мороженое», «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать» и др.). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 годах уже пробовал писать стихи, а в 1907 году написал рассказ «Пальто».

В 1913 году Михаил окончил гимназию в Петербурге и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но был «по постановлению Правления Санкт-Петербургского университета отчислен за невзнос платы за весеннее полугодие 1914 г.».

Чтобы подзаработать денег и отвлечься от неприятностей, он в мае того же года уезжает на Кавказ и служит контролёром на железнодорожной ветке Кисловодск – Минеральные Воды. Именно здесь он пишет один из своих первых рассказов «Разложение». К сожалению, это все достоверные факты, которые мы знаем о его пребывании на Кавказских Минеральных Водах.

Впоследствии, будучи уже известным писателем, он бывал в Кисловодске в 1927 и 1933 годах и, читал для кисловодской публики чуть ли не биографический рассказ «Двадцать лет спустя» о том, как герой встретил на курорте женщину, которую любил в студенческие годы.

Уже 1 февраля 1915 года он «окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте», а 5 февраля «отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа, откуда командирован за пополнением в Вятку и Казань».

В шуточной автобиографии «О себе, об идеологии и ещё кое о чём», Зощенко писал: «В 13-м году поступил в университет. В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, – поехал добровольцем на войну (Скорей из любопытства, чем из патриотических чувств)».

За два фронтовых года пережил многое: был ранен, отравлен газами, получил четыре боевых ордена и демобилизовался в чине штабс-капитана.

В 1918 г., несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию. Вернувшись в 1919 г. в Петроград, зарабатывал на жизнь, разными профессиями – сапожника, столяра, плотника, актёра, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др.

В написанных в это время юмористических произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика. Он занимается в Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И. Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделён такой печальный человек».

В Студии М. Зощенко знакомится с Вениамином Кавериным, Всеволодом Ивановым, Львом Лунцем, Константином Фединым, Елизаветой Полонской. В 1921 они объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном Ольгой Форш в романе «Сумасшедший корабль».

В 1920–1921 М. Зощенко начинает печататься. Цикл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» вышел отдельной книгой; это ознаменовало переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. И первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из рассказов Зощенко становятся крылатыми. С 1922 по 1946 г. его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в 6 томах (1928–1932).

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и другие, которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.


Однажды знакомый артист спросил у Зощенко:
– Как я должен читать ваши рассказы, чтобы завоевать у слушателей успех?
– Вслух, – ответил писатель.


Писатель создаёт новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни. При этом Зощенко показал те особенности «маленького человека», которые оборачиваются низостью чувств, недостойным поведением, умственной ограниченностью, склонностью к диким куражам, приспособленчеством.

То, что рассказ вёлся от лица сильно индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам определить творческую манеру Зощенко как «сказовую». Чуковский заметил, что Зощенко ввёл в литературу «новую, ещё не вполне сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал свободно пользоваться ею как своей собственной речью». Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники – А.Н. Толстой, Ю.К. Олеша, С.Я. Маршак, Ю.Н. Тынянов.

Трагическая, печальная сторона жизни под пером Зощенко вместо слёз и ужаса вызывала смех. Многие произведения писателя были запрещены к изданию, так как показывали негативные стороны советского общества.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Зощенко пишет заявление с просьбой о зачислении в Красную Армию, но получает отказ как негодный к военной службе по состоянию здоровья. Ему приходится заниматься антифашистской деятельностью вне поля боя: он пишет антивоенные фельетоны для газет и Радиокомитета.

В октябре 1941 года писателя эвакуируют в Алма-Ату, а в ноябре зачисляют сотрудником сценарного отдела киностудии «Мосфильм». Весной 1943 года Зощенко вызывают из эвакуации в Москву, где предлагают должность ответственного редактора «Крокодила», от которой он отказывается. Однако его вводят в состав редколлегии журнала. Все выглядит внешне благополучно. Но тучи над головой Зощенко продолжают сгущаться.

Повесть «Перед восходом солнца» подверглась самой резкой критике. В результате в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) все работы писателя были под запретом, сам он был исключён из Союза писателей и подвергался постоянным нападкам. Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать.

В период с 1946 по 1953 год писатель главным образом занимался переводческой деятельностью – без права подписи переведённых работ, а также подрабатывал сапожником. Интересный эпизод произошёл в 1950 году, когда Михаилу Зощенко пришлось собственноручно (и очень качественно) зашить штаны другому бедствующему писателю – Юрию Олеше. А когда об этом факте узнал «генерал от литературы» Фадеев, Ю. Олеша заявил тому: «Ты думаешь, что важное событие в текущем моменте нашей литературы – это то, что ты приехал в Ленинград? Ошибаешься! Важное это то, что писатель Зощенко починил штаны писателю Олеше».

Лишь в 1953 году после смерти И. В. Сталина он смог вновь издавать книги. Но здоровье и доверие читателей  были безвозвратно подорваны и потеряны. До конца дней Зощенко не мог осмыслить, за что его критиковали. «…Сейчас работаю над большой книгой (перевод М. Лассилы «За спичками»). Но, конечно, без уверенности, что напечатают. Непостижимо трудно сейчас в литературе! Но может, я постарел и перестал видеть мир, как это надлежит современному литератору? Нехорошо долго жить на свете…». (Из письма к Л. Островской, 1952).

Михаил Зощенко писал не только прозу, он автор около двух десятков пьес: «Уважаемый товарищ» (1930), «Преступление и наказание» (1933), «Опавшие листья» (1941), «Под липами Берлина» (совместно с Е. Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» (1942), «Пусть неудачник плачет» (1943), «Парусиновый портфель» (1944), «Очень приятно» (1945).

 Ему принадлежат также переводы: «За спичками» и «Воскресший из мёртвых» М. Лассилы, «От Карелии до Карпат» А. Тимонена, «Повесть о колхозном плотнике Саж» М. Цагарева.

Сердце Михаила Зощенко остановилось 22 июля 1958 года от острой сердечной недостаточности. Но даже после смерти тело его подверглось опале: разрешения на захоронение в Ленинграде дано не было. Прах писателя покоится на кладбище в Сестрорецке.

Творчество Михаила Зощенко стало настоящим явлением в русской литературе ХХ века. Ему пришлось пережить многое: и оглушительную славу, и публичное унижение, столкнуться с нищетой и предательством. На исходе жизни, он сказал: «Я был богат, но счастлив не был». Тогда писатель не мог и предположить, что его творчество сделает счастливыми миллионы читателей.

Читайте, наслаждайтесь и помните, что есть тоненькая ниточка, которая связала жизнь знаменитого сатирика со Ставропольским краем. В Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Михаила Зощенко, в том числе и в адаптированных форматах.









Игорь Ильинский по праву считается одним из лучших исполнителей рассказов Михаила Зощенко.







Комментариев нет:

Отправить комментарий