вторник, 25 августа 2015 г.

Владимир Высоцкий. Стихи о войне




Владимир Семёнович Высоцкий (1938–1980) родился в Москве. Окончил школу-студию МХАТ в 1960 году. Работал в столичных театрах – в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр, в Театре на Таганке. Сыграл около тридцати ролей в кино- и телефильмах. Владимир Высоцкий много писал для театра и кино, его песни записаны на грампластинки, звучат и сегодня по радио и телевидению, с эстрады. Первая книга поэта «Нерв» вышла в свет после смерти В. С. Высоцкого в 1981 году.




Чаще всего свои концерты Владимир Высоцкий начинал с военных песен. Пел он их всегда стоя. Песни о войне поэт поднимал на ту нравственную высоту, с которой соизмерял и обычные житейские поступки, помыслы человека в мирной жизни. Откуда же в этом никогда не воевавшем человеке было такое восприятие действительности? Откуда его стремление, во что бы то ни стало сказать правду о войне, о человеке на войне. В своём «военном» цикле Высоцкий говорил о том, о чём официально не принято было говорить: о трагедии войны, о страхе смерти, о штрафных батальонах, о героизме и трусости, о милосердии, о вечной вине перед павшими.

Вот как сам Владимир Высоцкий, отвечая на вопросы фанатов говорил об этом:

«…Часто спрашивают, почему я всё время возвращаюсь к военной теме. В письмах, например, спрашивают: «Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» Или: «Были ли вы на 3-м Украинском фронте, деревня такая-то и в такое-то время?» И довольно много таких писем. Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну. Это мне вдвойне приятно, потому что я так и хочу работать и писать песни от имени тех людей, которые прошли, как говорится, огонь и воду во время войны.       
Почему много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме, как будто бы все писать перестали, а я всё, значит, долблю, в одно место? Это не совсем так. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером.
Во-вторых, у меня военная семья. Я не воевал, это, конечно, невозможно по возрасту, и не мог я под Оршей выходить из окружения: я был ещё маленький тогда, меня могли только выносить. У меня в семье есть и погибшие, и большие потери, и те, кого догнали старые раны, кто погиб от них. Отец у меня – военный связист, прошёл всю войну. Он воевал в танковой армии Лелюшенко и в конце войны командовал связью армии. Мой дядя всю войну был в непосредственном соприкосновении с врагом, у него к 1943 году было три боевых Красных Знамени, то есть он очень достойно вёл себя во время войны. У нашей семьи было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал.
В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали.
И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека – ярче он раскрывается. Тут уж не соврёшь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать… Это не песни-ретроспекции. Они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни-ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи и ситуации из тех времён, но всё это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях…
Самые первые мои военные вещи были написаны для картины «Я родом из детства». С тех пор я написал для кино несколько десятков песен о войне, вышло несколько пластинок с песнями из этих картин – у них была длинная судьба и тернистый путь…».

Героями военных песен Высоцкого были рядовые бойцы, экипаж подводной лодки, лётчики, старшина, разведчики, десантники. Песни о бойцах, о боевом братстве, подвиге и памяти, о картинах боя настолько зримые, реальные, что, кажется, видишь и тот бой, и тех людей.

Сыновья уходят в бой

Сыновья уходят в бой
Сегодня не слышно биенья сердец

Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придёт другой».
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Вот кто-то решив: «После нас хоть потоп»,
Как в пропасть, шагнул из окопа,
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Кто сменит меня, кто в атаку пойдет?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось: пусть будет вон тот,
Одетый во всё не по росту.

Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто придёт за мной.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.

Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
Что всё же конец мой ещё не конец:
Конец это чье-то начало.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я ухожу придёт другой.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
1969

Письмо перед боем

Полчаса до атаки.
Скоро снова под танки,
Снова слышать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дома
Небольшой голубой треугольный конверт.

И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты,
Или пишут отец или мать...
Но случилось другое,
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.

Там стояло сначала:
«Извини, что молчала.
Ждать устала...». И всё, весь листок.
Только снизу приписка:
«Уезжаю не близко,
Ты ж спокойно воюй и прости, если что!»

Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
«Почтальон, что ты мне притащил?
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!»

Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
От осколков беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землёю,
Только ветер обрывки письма разметал.
1967

Военная песня

Мерцал закат, как блеск клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.

Отставить разговоры
Вперёд и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!

А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасён,
А вот сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою.

Отставить разговоры
Вперёд и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!

Взвод лезет вверх, а у реки –
Тот, с кем ходил ты раньше в паре.
Мы ждём атаки до тоски,
А вот альпийские стрелки
Сегодня что-то не в ударе.

Отставить разговоры
Вперёд и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!

Ты снова здесь, ты собран весь,
Ты ждёшь заветного сигнала.
А парень тот, он тоже здесь.
Среди стрелков из «Эдельвейс».
Их надо сбросить с перевала!

Отставить разговоры
Вперёд и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!
1966




В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского Вы можете почитать и посмотреть о жизни и творчестве В. Высоцкого:
Владимир Высоцкий и его эпоха [Текст] : 70 – летию со дня рождения / сост. С. М. Ливинская. – Ставрополь : Культура, 2009. – 464 с.
Владимир Высоцкий – киноактер [Видеозапись] : штрихи к портрету. – М. : Госкино СССР, 1998. – 1 вк. (71 мин.).
Вспоминая Владимира Высоцкого [Текст]. – М. : Советская Россия, 1989. – 370 с.
Высоцкий. Спасибо, что живой [Видеозапись] : художественный фильм: драма / реж. Н. Высоцкий. – М. : МедиаЛаб, 2013. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) (127 мин.) : . – Загл. с этикетки диска. – В ролях: С. Безруков, А. Смоляков, О. Акиньшина, И. Ургант, М. Леонидов, А. Панин, Д. Астрахан и др.
Высоцкий Владимир. 120 легендарных песен [Звукозапись]. – М. : Эверест-ком, 2010. – 1 эл. опт. диск, (5 час.14 мин.).
Высоцкий Владимир. Новое звучание!!! [Звукозапись]. – М. : Эверест-ком, 2010. – 3 эл. опт. диск, (14 час.30 мин.).
Георгиев, Л. Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый [Текст] / Л. Георгиев. – М. : Искусство, 1989. – 140 с.
Демидова, А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю [Текст] / А. С. Демидова. – М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. – 174 с.
Живая жизнь: штрихи к биографии В. Высоцкого [Текст]. – [Б. м.] : АО «Ставрополье», 1992. – 287 с.
Золотухин, В. С. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть [Текст] / В. С. Золотухин. – М. : Эксмо, 2002. – 230 с.
Кудрявов, Б. П. Тайная семья Высоцкого [Текст] / Б. П. Кудрявов. – М. : Алгоритм, 2011. – 256 с. – (Легенды авторской песни).
Новиков, В. И. Высоцкий [Текст] : о жизни и творчестве Владимира Высоцкого / В. И. Новиков. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 412 с.
Новиков, В. И. Высоцкий. Жизнь замечательных людей. [Звукозапись] / В. И. Новиков. – М. : «Логос» ВОС, 2006. – 6 мфк., (20 час.31 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Молодая гвардия, 2002.
Поёт Владимир Высоцкий [Текст]. – М. : Музыка, 1987. – 60 с.
Солдатенков, П. Я. Владимир Высоцкий [Текст] / П. Я. Солдатенков. – М. : Русич, 1999. – 475 с.
Четыре вечера с Владимиром Высоцким [Текст]. – М. : Искусство, 1989. – 265 с.
Четыре встречи с Владимиром Высоцким. [Видеозапись] : музыкально-публицистическая программа. – М. : Крупный план, 1999. – 1 вк. (120 мин.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий