четверг, 25 февраля 2016 г.

«От фарфоровых роз до фарфоровых дев». К 175-летию Пьера Огюста Ренуара



Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Его жизнь – пёстрая смена радостей и горя, взлётов и разочарований, непрестанного труда и постоянно бредущей рядом нужды. Попробуйте найти у этого художника, создавшего тысячи полотен, рисунков, офортов, одно произведение, где хоть на йоту будут отражены его личные невзгоды.

Сегодня каждый холст Ренуара (а его картины – гордость лучших музеев мира) – это вестники радости, полнокровной, бьющей через край жизни. Это мир тёплых, солнечных бликов и прозрачных, прохладных теней, это свежесть юности, женского обаяния, улыбок прелестных малышей и, наконец, это поистине счастье, воплощённое в живописи.

Ренуар оставил нам вечный, неумирающий образ француженки XIX века. Она глядит на нас с полотен живописца живее живых, не похожая ни на кого девушка из народа: модистка, горничная, молочница, актриса. Словом, Ренуару удалось то, что удаётся за всю историю мировой живописи сделать немногим: создать образ-символ «Мадемуазель Франция XIX века».



Пьер Огюст Ренуар. Автопортрет, 1876
Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Юный Пьер Огюст Ренуар был, как все дети, шалуном. В коммунальной школе он на уроках рисовал в тетрадях человечков и получал нагоняй от учителей. Но скоро его школьная жизнь была прервана. Родители Ренуара, жившие в нужде, прочили ему профессию живописца по фарфору, и он с 13 лет начал самостоятельно зарабатывать свой хлеб насущный.

       Мне поручали, – рассказывал художник, – расписывать фон маленькими букетиками, которые оплачивались по 5 су за дюжину.

Шло время, и талантливый мальчик стал выполнять более сложные работы. Он вспоминал позже, что профиль Марии-Антуанетты приносил ему уже 8 су за штуку. Фабрика, где работал юный Огюст, помещалась на улице Тампль. Во время перерыва он бегал по соседству в Лувр рисовать с антиков*. Так незаметно пролетели 4 года, и когда из ученика семнадцатилетний Ренуар превратился в живописца по фарфору, но фабрика закрылась, т.к. был изобретён способ печатания по фарфору. Ренуар стал расписывать веера, писать миниатюры, фрески в кафе, а вскоре начинает расписывать шторы.

В юные годы сложился характер художника: благородная привычка к каждодневному труду, самостоятельность, неприхотливость, а главное, умение достигать желаемого. Накопив небольшую сумму денег, Огюст осуществляет свою мечту: идёт учиться живописи.

Мастерская Глейра. Около 40 учеников, голые стены, измазанные рисунками и карикатурами. Подиум для моделей, с полсотни крепких стульев – воти всё нехитрое убранство студии. Ученики – пёстрое и шумное сборище, из которого только немногих ожидали лавры художника. Большинство подстерегали неудачи и беды и, что ещё банальнее, «чемодан коммивояжёра и отцовский прилавок».

Первая встреча с метром Глейром была примечательна. Учитель, бросив взгляд на работу Огюста, сказал:
       Вы, несомненно, ради забавы занимаетесь живописью?
       Ну, конечно, – ответил Ренуар. – Если бы меня не забавляло это дело, поверьте, я не стал бы им заниматься.

Дело в том, что Огюст писал «довольно цветно», а для почтенного метра это было невыносимо. Он ненавидел этот «чёртов цвет», который только мешал, по его мнению, ученикам.

Скопленные деньги таяли, и Ренуар яростно принялся за работу, стараясь точно копировать модели. «Когда другие ученики орали, мучили натурщиков, беспокоили профессора, – рассказывал Ренуар, – я всегда тихо сидел в своем углу, очень внимательный, очень покорный, изучал модель, слушал учителя... И между тем именно меня они называли революционером».

Пути художников редко бывают устланы розами. Но те испытания, которые послала судьба трём друзьям – Моне, Ренуару и Сислею, – поистине трагичны. Роль мученика была ненавистна Ренуару. Когда его работы отклоняли в Салоне**, он просто сожалел об этом и потуже затягивал ремень. Ренуар в конце жизни с горечью вспоминал, как он ползал по полу студии Глейра, собирал выброшенные чужие тюбики с красками и выжимал их до последней капли.



«Салон отверженных» открылся 15 мая 1863 года. Он был составлен из работ, отвергнутых жюри парижского Салона. Среди этих произведений были холсты Мане, Писсарро, Сезанна, Уистлера и многих других. В день открытия в залах выставки яблоку негде было упасть. Тысячная толпа любителей сенсаций битком набила помещение «Салона отверженных». Жара, давка, толкотня, шум были необычайные.

Буржуазная чернь Парижа жестоко издевалась над произведениями новаторов. Особенно потешались обыватели над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». «Нужно быть стойким», – думал юный Ренуар, проталкиваясь со своими неизменными спутниками Моне и Сислеем через толпу, осаждавшую полотна Мане. Он был потрясён чудовищностью цинизма зевак, которые хохотали, визжали, орали, хихикали у картин Мане. А ведь живопись этих холстов была превосходна.

Думал ли Ренуар, что именно ему придется ровно через 11 лет развешивать выставку, которая вызовет сперва не меньший скандал, а потом, через десятилетия, так же как «Салон отверженных», войдёт в историю искусства как этапное событие.


Пьер Огюст Ренуар «Новый мост в Париже», 1872
... Но вот пробежало 11 лет. Давно уже брошена мастерская Глейра. Десятки, сотни холстов, тысячи часов напряжённого труда, дни, месяцы надежд, разочарований, горячих споров об искусстве, нужды и лишений – всё позади, всё сделано, пережито. Впереди – выставка. Первая, значительная. На ней будет представлена небольшая группа художников, которые вскоре получат прозвище импрессионисты***.

Сперва, как казалось, всего-навсего бранное прозвище, а по прошествии некоторого необходимого для раздумий времени – большое, значительное слово, определившее движение, сыгравшее огромную роль в развитии живописи XIX века. Среди участников выставки – Моне, Сислей, Дега, Писсарро, Берта Моризо и другие.

Импрессионисты. Горсточка смельчаков под улюлюканье и свист буржуа, под шипение и кривые улыбки рутинеров от искусства вторглась в сверкающий сотнями оттенков, напоенный игрою света и тени, трепетный и прекрасный мир открытого воздуха – пленэр. Они вошли в него и стали учиться видеть. Забыв про школьные каноны, про мудрые рецепты, наивно, порой по-детски, начали они обживать этот прекрасный мир.

1874 год. 15 апреля. Вернисаж. Парижская публика, падкая на сенсации, валом валит на открытие. И снова хохот, свист, шум, крики. Скандал. Пресса раздувала сенсацию. Один из журналистов в статье «Выставка импрессионистов» писал, что от посещения этой экспозиции «волосы встают дыбом».

Пьер Огюст Ренуар «Камилла Моне с сыном Жаном в саду. Аржантейль», 1874

Прошло 2 года. И история с выставкой импрессионистов полностью повторилась. Изменился только адрес: вместо бульвара Капуцинок теперь она была на улице Лепелетье. И снова столпотворение, и снова дикая оргия смеха и цинизма, и снова пресса вторит обывателям и рутинёрам****.

В доме известного парижского издателя Жоржа Шарпантье, где бывали Доде, Тургенев, Гонкуры, Мопассан, появился новый гость. Он был молчалив и угрюм, но талант живописца возмещал эти недостатки. Его звали Огюст Ренуар. Вскоре художник пишет портрет хозяйки дома и покоряет всех своим дарованием. У Шарпантье Огюст знакомится с молодой актрисой «Комеди Франсез» мадемуазель Жанной Самари.

«Мне посчастливилось получить заказ, – рассказывал Ренуар,– который мне был оплачен по-царски: портрет дамы с двумя девочками за тысячу двести франков. Тогда я нанял на Монмартре дом, окружённый большим садом; там-то я написал «Мулен де ла Галлетт», «Качели»... В этом же саду я сделал несколько портретов мадемуазель Самари. Какая прелестная девушка! Положительно она освещала всё вокруг!».

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) впервые была представлена на суд общественности на 3-ей выставке импрессионистов в 1877 году. Мулен-де-ла-Галетг – открытая танцевальная площадка на вершине Монмартра. Это было любимое место встреч не слишком богатых, но всё же обеспеченных людей. Дамы и кавалеры пили недорогое вино, танцевали, флиртовали. Ренуар создал многофигурную композицию, где изобразил многих из своих друзей: натурщиц, актрис, писателей и, конечно, художников. На переднем плане – беседующие группы, вдохновенные лица молодых мужчин, прелестные юные парижанки – любимый тип Ренуара: светловолосые, пухленькие, не особенно интеллектуальные, но очень жизнелюбивые.
 

Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлетт», 1876. Музей Д'Орсэ. Париж
Всё в этом полотне дышит молодостью, игрой, влюблённостью. Ренуар использует здесь импрессионистическую технику: он отказывается от академического смешения красок и пишет чистыми основными цветами. Световые блики играют на платьях и шляпах, солнечными зайчиками ложатся на тёмные костюмы, ещё более оживляя и без того оживлённые лица.
Это была счастливая пора, редкая в жизни Ренуара. Он только что побывал с писателем Доде в Шанрозе, где сорвал розу с могилы Делакруа. Он приехал в Париж впервые в «свой домик» на Монмартре и, полный надежд, писал как одержимый.

Картина «Качели» (1876)  была написана практически одновременно с «Балом…». В обеих картинах много общего: и по настроению, и колориту, и технике исполнения. И там, и тут мы видим прекрасное лицо Жанны Самари. Здесь та же живость поз изображённых фигур и откровенное любование игрой солнечных бликов на всём: на деревьях, цветах, на причёске и платье Жанны, на одежде её спутников и очаровательной малютки.
 

Пьер Огюст Ренуар. «Качели», 1876 . Музей Д'Орсэ. Париж.
   Этой картиной Ренуар закрепляет на полотне открытие: тени как таковой не существует, просто один и тот же цвет при солнечном свете приобретает иной нюанс. Утрачивая на свету интенсивность, цвет, перенесённый на поверхность холста, образует более светлые, часто даже просто белые, его участки.

Ренуар написал 4 портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать.

Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку. Основные цвета, составляющие колорит картины, – оттенки розового и зелёного. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.
 

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1877. Пушкинский музей, Москва
В трудные времена Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего брата Эдмона, который являлся издателем журнала «Ла ви модерн», и владельца еженедельника Ж. Шарпантье. В его доме Ренуар познакомился с Э. Золя, братьями Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и глубокой человеческой симпатией пронизаны портреты жены и дочерей Ж. Шарпантье.
 

Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари, 1878. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Портрет актрисы Жанны Самари» из собрания нашего Эрмитажа был написан в 1878 году и послан вместе с заказным портретом «Мадам Шарпантье со своими детьми» в Салон 1879 года.
 

Пьер Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми», 1878. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.

Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, Ренуар воплотил её в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнажённых моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчёркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой («Купальщица», 1882; «Большие купальщицы», 1884-1887).

В 1897 году Ренуар при падении с велосипеда ломает руку, что становится причиной ревматизма, от которого художник страдал все последние годы жизни.

В 1903 г. Ренуар переезжает на юг Франции в свою виллу «Колетт» в Каньсюр-мер. Болезнь прогрессирует, паралич поражает ноги и руки художника, но Ренуар не сдаётся и продолжает рисовать, привязывая кисть к руке. Занятия любимым делом помогают сохранять ему оптимизм и не терять присутствие духа до самых последних дней его жизни.

В 1912 году ревматизм приковал Ренуара к месту, он не мог ходить. Но, превозмогая боль, он каждый день с новой энергией писал и в последние годы создал немало шедевров.

В книге «Ренуар, мой отец» известный сын художника Жан описывает тот шок, который вызывали его искривлённые и потерявшие форму кисти у тех людей, которые знали Ренуара только по его прекрасным работам:

«…Его руки были ужасно искривлены. Ревматизм сделал суставы неподвижными, и пальцы были скручены внутрь к ладоням. Неподготовленные гости не могли оторвать взгляда от этих ужасных деформаций. И поскольку об этом нельзя было говорить открыто, их реакция чаще всего была вроде: «Это невероятно! Как этими руками можно рисовать такие прекрасные картины. Это просто чудо».

Один из друзей художника встретил мадам Ренуар у дверей больницы, где должны были в этот день сделать операцию художнику.
       Как Ренуар? – спросил он.
       Операция отложена до завтра. Простите, я очень тороплюсь, муж послал меня за красками. Он хочет писать цветы, которые принесли ему сегодня утром.

И Ренуар, забыв о болезни, лёжа в постели, пишет 2 дня букет, до того момента, когда за ним пришли, чтобы перенести его в операционную.

А. Воллар в своей книге «Ренуар» рассказывал, что художник как-то сказал: «В конце концов, в общем, я удачлив». Воллар вспоминает о тех днях, когда он гостил у семидесятипятилетнего художника. Ренуар поразил его своим усталым и безнадёжным видом.
       Мне не хочется больше писать, – сказал художник, закрывая глаза. – Я больше никуда не гожусь.

Он был так плох, так разбит, что Воллар счёл нужным оставить его и ушёл в сад. Спустя полчаса его позвали. Он застал Ренуара помолодевшим, оживлённым перед мольбертом. Он писал цветы.
       Взгляните, – сказал сияющий живописец, – не правда ли, это почти так же блестяще, как какая-нибудь баталия Делакруа? Я уверен, что на этот раз я овладел секретом живописи. Как грустно думать, что каждый шаг вперёд есть в то же время и шаг к могиле.

Сохранилось видео, сделанное в 1915 году. 74-летний мастер сидит перед мольбертом и наносит мазки на холст, в то время как его младший (14 лет) сын Клод находится рядом с ним, занимаясь палитрой и помещая кисти в перманентно сжатые кисти отца.

К тому времени, как был снят этот фильм, Ренуар уже не мог ходить даже с костылями. Он полностью зависел от окружающих, перемещавших его в инвалидном кресле. Ассистенты должны были передвигать большие холсты на специально сконструированном мольберте, так чтобы неподвижно сидящий художник мог добраться до разных его областей. Были и периоды, когда боль была настолько ужасной, что полностью парализовала мастера.



3 декабря 1919 года Ренуар умер в возрасте 78 лет. Он прожил достаточно, чтобы увидеть несколько своих картин выставленных в Лувре.

Девизом всей жизни Ренуара было: «Ни одного дня без работы!». И он свято выполнял этот обет. Глубокий восьмидесятилетний старик, возимый в коляске, почти неподвижный, он всё же ежедневно был на посту, у мольберта. И так каждое утро он долго прилаживал скрюченными, похожими на когти пальцами палитру, кисть и писал, писал вдохновенно, превозмогая боль, забывая все невзгоды.

«Нет выше удовольствия, – говорил он о живописи и добавлял. – Потом – это долг. А когда у человека нет ни долга, ни удовольствия, зачем жить»?

ПРИМЕЧАНИЕ

* Антик  (франц. Antique от лат. antiquus – «древний») – принятое в академической традиции название произведений древнегреческого и римского искусства, главным образом, скульптуры – подлинных статуй либо гипсовых слепков с них.

** Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Первая выставка состоялась 23 апреля 1667 года. С тех пор в течение трёх веков участие в выставке стало обязательным для всех художников, желавших завоевать известность.

*** Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

**** Рутинёр – человек, который придерживается консервативных, устаревших взглядов и принципов.


Сайт «Картины импрессионистов». Пьер Огюст Ренуар


В фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:

Андерсон, Д. Ренуар [Текст] / Д. Андерсон. Италия : СПИКА, 1995. 80 с.
Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.
Долгополов, И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. – М.: Изобраз. искусство, 1987.
Камминг, Р. Художники [Текст] / Р. Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.
Художники, композиторы, артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Комментариев нет:

Отправить комментарий