четверг, 31 марта 2016 г.

Михаил Врубель: жизнь и творчество




Михаил Александрович Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. «Врубель, – писал Головин, – идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал».

Даже среди блестящих художников конца XIX – начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства. Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника. «Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца,– вспоминал И.Е. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта».



М.А. Врубель. Автопортрет. 1905. Государственный Русский музей
Родился М.А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьёзно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдаёт экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.

К этому времени будущий художник уже твёрдо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П.П. Чистякова. В Академии Врубель работает много и серьёзно. «Ты представить себе не можешь, – пишет он сестре, – до чего я погружён всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются».

Среди академических рисунков Врубеля выделяется акварель «Обручение Марии с Иосифом» (1881, ГРМ). Композиция напоминает картину Рафаэля на ту же тему, вместе с тем в рисунке чувствуется влияние библейских эскизов А.А. Иванова, но композиционный строй, движение фигур более динамичны.

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса» (Гос. музей русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвета.

Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это «Гамлет и Офелия» (1884, ГРМ).

В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы 4 новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал 4 иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений – икона «Богоматерь» (1885, Гос. музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.

Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознаёт сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника.

Благородный образ «Воскресения», лучезарный, словно окружённый бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой», и, наконец, «Надгробный плач», потрясающий силой трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слёз, словно окаменела в страдании над гробом сына. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби.
 

М.А. Врубель. Надгробный плач. 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей русского искусства, Киев
Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдаётся с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии. По высказыванию Нестерова Врубель, «совершенно бескорыстный невинный отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях грёзах, а эти грёзы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая своё место новым мечтам, новым образам, ещё невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран»».

В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них – «Венеция» (1893, ГРМ) – создано по впечатлениям от поездки в Италию (1891 – 1892). Перед зрителем возникает город эпохи Возрождения во всём праздничном великолепии пышного карнавального шествия.

Содержание картины «Испания» (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряжённость цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстаёт страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть.
 

М.А. Врубель и Н.И. Забела. Фото 1896 г.
В некоторой близости к этой картине – «Гадалка» (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шёлковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечёт пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего.

В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приёмы. В портрете К.Д. Арцыбушева (1897, ГТГ) ощущается спокойная уравновешенность; портрет С.И. Мамонтова (1897, ГТГ) строится на контрастах композиционных ритмов, деталей, чёрных и белых пятен цвета, и в самом образе Мамонтова титанизм граничит с беспомощностью.

Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н.А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Затем он занят архитектурными проектами, из которых был осуществлён лишь один – пристройкак дому Мамонтова в Москве. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».

С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. В одном из писем к сестре художник сообщает: «Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдаёт; нет не обдаёт, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Эта музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада».

«Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы. Врубеля не привлекают иллюстрации к каким-либо определённым былинам или сказкам, он стремится проникнуть в представления наших предков о человеке и природе, взглянуть на мир их глазами. Таков врубелевский «Богатырь» (1898, ГРМ) – порождение окружающей природы, которая даёт этому гиганту величие и мощь.

В картине «Пан» (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие берёзки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озарённые багрянцем рогатого месяца.
 

М.А. Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ). Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далёкому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь» – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.
 

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея
Страстная любовь к природе помогает художнику передать её красоту. Пышные гроздья врубелевской «Сирени» (1900, ГТГ), вспыхивая лиловым огнём, живут, дышат, благоухают в сиянии звёздной ночи. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны».
 

М.А. Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея
Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый». Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.

В картине «Демон сидящий» (1890, ГТГ) юный титан изображён в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело, словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. «Демон» Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины – контрасты. Холодный лиловый цвет «борется» с тёплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создаётся впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.

Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нём отразились не только личные душевные переживания художника, но сама эпоха с её изломами и противоречиями. Как писал Блок: «Демон Врубеля символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет».
 

М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея
В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из 30 – половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель «Голова Демона». Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой чёрных кудрей. Бледное лицо, запёкшиеся, словно опалённые внутренним огнём, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде – жажда«познанья и свободы», мятежный дух сомнения.

Через несколько лет Врубель пишет «Демона летящего» (1899, ГРМ). Образ пронизан предчувствием гибели, обречённости. Это последний, отчаянный полёт над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901 – 1902 годам относится последняя картина – «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряжённо и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель все ещё продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростёрто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.

Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова А. Блока:

Что мгновенные бессилья!
Время – лёгкий дым!
Мы опять расплещем крылья!
Снова отлетим!..

и сказанное несколько позже Шаляпиным: «И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон».
Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещён в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.

В 1904 году он едет в Петербург. Начинается последний период творчества. Врубель пишет «Шестикрылого Серафима», по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Порок». Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничность.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне берёзок» (1904, ГРМ). К этому же времени относятся интересные автопортреты.
 

М.А. Врубель. Жемчужина. 1904. Государственная Третьяковская галерея
С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью.

Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он всё дышит, пока дышал Врубель – он всё творил».

За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906, ГРМ). Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжёлой больничной обстановке мечтает о синеве неба над тёмными полями, о перламутровых красках весны. Единственным утешением оставалась музыка. Умер Врубель 1 апреля 1910 года.

Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: «Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».

Сайты








В фонде библиотеки имеются шикарно иллюстрированные книги о Михаиле Врубеле и его творчестве:


Михаил Врубель [Текст]. – М. : Белый город, 2001. – 62 с.
Дмитриева, Наталья. Михаил Врубель. Жизнь и творчество [Текст] / Н. А. Дмитриева. – М. : Детская литература , 1984. – 131 с.
50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст]. – Л.: Аврора. – 1971. – с. 2185 – 226.
Долгополов, И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. – М.: Изобраз. искусство, 1987.

Комментариев нет:

Отправить комментарий