суббота, 21 мая 2016 г.

Наивное обаяние примитивизма. Анри Руссо




Как и многие гении, опередившие свою эпоху, Анри Руссо не познал при жизни, ни славы, ни богатства. Талантливый художник, проработавший до 41 года обычным клерком в таможенном департаменте Парижа, нашёл в себе силу воли бросить привычный уклад жизни и полностью посвятить себя живописи. Единственное, что поддерживало Руссо в его увлечении – непоколебимая вера в собственный талант, которая позволила ему стать одним из величайших мастеров своей эпохи. Удивительно, но стремление подражать технике прошлого перенесло художника прямо в будущее – его творческая манера станет очень характерной для многих мастеров XX столетия. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в совершенно другую школу. Оригинальный стиль живописца, изобилующий элементами фантасмагории, вызывал восхищение у Пабло Пикассо и Робера Делоне, давая самому Руссо при жизни лишь минимальные средства к существованию.



Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль в семье бедного жестянщика. У него было две старшие сестры и младший брат. Семья едва сводила концы с концами. В школе Анри не блистал, хотя в математике и музыке демонстрировал успехи. После поступил в адвокатское бюро. И почти сразу столкнулся с последствиями своего наивного отношения к жизни – в результате подстрекательства украл небольшую сумму из бухгалтерии. Грозила тюрьма, вместо годовой отсидки он выбрал 7 лет военной службы. Ему на тот момент 19. Ратных подвигов на свой счёт Руссо не запишет. Полк его не покидает Францию. Хотя впоследствии он будет поддерживать легенду о том, что побывал во время службы в Мексике, и именно оттуда «корни» его тропических растений.

Фотография А. Руссо в молодости
В 1868 году умер отец Руссо. Анри как единственный кормилец в семье был освобождён от дальнейшей службы. Он устроился судебным приставом и снял жильё в Париже.

В 1869 году Анри женится на Клеманс Буатар. Несмотря на постоянную слабость (Клеманс болела туберкулезом), супруга помогает Анри зарабатывать деньги на жизнь, без устали занимаясь шитьём на заказ. По выходным влюблённые супруги часто гуляют в прекрасных парижских парках.

Карьерный рост Анри явно не светил – коллеги его считали очень странным. А сам он неимоверно страдал от необходимости ходить по жилищам и без того обездоленных людей, накладывая арест на их имущество. Ему ли не знать, каково это, если дом его отца тоже был за долги выставлен на торги? Он уходит с этой должности и в 1871 году устраивается на работу в парижскую таможню Акцизного департамента.

Во время одного из очередных дежурств, мелкий клерк устанавливает мольберт прямо во дворе здания департамента, и начинает рисовать. К большому сожалению, картины, написанные Руссо до 1877 года, не сохранились. Исключение составляет только одна, изображающая батальную сцену на фоне местного пейзажа. В истории живописи Анри Руссо известен также под прозвищем Таможенник.

Счастье Анри и Клеманс было омрачено тем, что их дети умирали один за другим прямо в младенчестве. Из 9 детей любящих супругов выживают лишь двое – дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. В 1888 году Клеманс умирает. Дочь Анри отдал на воспитание своему брату, сам остался с сыном. Анри Руссо никогда не забудет свою обожаемую супругу. Ещё при её жизни он посвятит ей вальс собственного сочинения, а после её смерти снова и снова будет создавать её портреты.
Титульный лист и ноты вальса "Клеманс" из книги Д. Валье "Анри Руссо"

К живописи Анри Руссо проявил интерес, будучи уже взрослым человеком. Образования художника у Анри не было, поэтому обучаться азам живописи ему пришлось самому. Общественность узнаёт о таланте художника только в 1886 году, когда он впервые представляет свои картины на «Выставке Независимых». В этом салоне были показаны две первые работы Руссо: «Заход солнца» и «Итальянский танец». В последующие годы появляются и другие работы художника, которые принесли ему известность. У Анри появились друзья из числа критиков, художников и поэтов. Правда, они часто посмеивались над своим простодушным другом и разыгрывали его.

Анри Руссо был чрезвычайно одарён: он играл на скрипке, рисовал портреты на заказ, преподавал живопись на курсах для взрослых. На дверях своей квартиры Анри прибил табличку: «Уроки сольфеджио, игры на скрипке и кларнете. Декламация. Академия рисунка и живописи». Эта «Академия» пользовалась большим успехом.

Плодотворно работая и день ото дня оттачивая своё мастерство, Анри становится полноправным членом круга художников. От других примитивистов* и реалистов его отличает неповторимый стиль работ. Начав писать пейзажи, художник даёт волю своей безграничной фантазии. На его полотнах появляется экзотическая природа, естественные пейзажи преображаются под действием воображения художника.

Руссо старался подражать официальной салонной живописи. При этом художник вольно обращался с перспективой и моделировкой фигур и весьма свободен был в колористике. Такой «простонародный пересказ» академических канонов вызывает двойственный эффект комизма и своеобразной торжественности. Художник тяготеет к чётким контурам, плотно окрашенным объектам, равномерно блестящей поверхности.

Жанры и тематика произведений Руссо различны: виды Франции, пейзажи и портреты (а также изобретённый им жанр «портрет-пейзаж»), семейные торжества, батальные сцены и военные парады. Творчество художника-самородка ценили импрессионисты и представители французского авангарда, в частности Поль Гоген и Пабло Пикассо. Такие картины, как «Сон Ядвиги», где в одном изображении сливаются воображаемая явь и сновидение, сродни творениям сюрреалистов.

В 1890-х годах «продвижением» Руссо занялся писатель Альфред Жарри, который ради «рекламы» акцентировал, а иногда и провоцировал комические ситуации, в которые часто попадал Руссо. Хотя и сам художник умел подшутить над теми, кто готов был посмеяться над ним.

Слова одобрения и дельные советы Руссо приходилось слышать, пожалуй, от одного только своего друга: от Поля Гогена, такого же самоучки и непрактичного мечтателя. Гоген умел вдохновить и поддержать товарища в трудную минуту. Он восхищался картинами Руссо, находил в них необычайное звучание цвета. Дружба двух художников длилась недолго. В поисках первобытного рая Гоген отправился в Полинезию. А Руссо, не покидая мастерской, продолжал свои совершенно фантастические путешествия в манящие тропические джунгли.

Автопортрет «Я сам, портрет-пейзаж» (1890)

Анри Руссо. Автопортрет, 1890. (Национальная галерея, Прага)
В 1890 году Руссо написал свой автопортрет с «академическими пальмами» в петлице, который назвал «Я сам, портрет-пейзаж». Художник изобразил себя во весь рост в самом центре картины. Его фигура, застывшая в раздумье на середине проезжей дороги, рука, сжимающая кисть, пристальный и напряжённый взгляд – всё выражает готовность к работе. Торжественно скромен костюм, скромна, но исполнена достоинства поза. На голове чёрный берет, он подчёркивает принадлежность автора к цеху живописцев.
За спиной Руссо – корабль, нарядно украшенный флагами наций. Это мирный корабль, готовый поднять паруса и устремиться к открытиям новых чудес света и материков, таинственные отражения которых плавают в небесной синеве в виде облаков причудливых очертаний. Да и воздушный шар, заблудившийся в небе, тоже выглядит разведчиком будущего в заоблачных просторах.
Главное действующее лицо этой картины всё-таки не сам художник. Время, властно и неуклонно стремящееся вперёд, движение и дух времени – вот что удалось передать Руссо в этой маленькой картине. Всё здесь говорит о том, что мир сегодня – это мир на пороге грядущего XX века, накануне великих свершений человечества, может быть, грандиозных революций. Искусно и, на первый взгляд, незаметно вплёл художник кружево Эйфелевой башни в абрис корабля, в паутину канатов старинного такелажа. Как раз тогда, в годы её строительства, Эйфелева башня считалась образцом уродства у большинства парижской публики. А вот Руссо воспел её и поднял высоко над крышами и трубами старого Парижа.
В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Руссо приписал его в год свадьбы. Это не единственная правка картины после 1890 года. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Так, когда в 1901 году он стал преподавателем Фило-технической школы, на лацкане пиджака на картине появился соответствующий значок. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины.

Анри Руссо."Нападение в джунглях", 1891 (Национальная галерея, Лондон)
В 1891 году появилось первое экзотическое полотно Руссо «Буря в джунглях» ("Нападение в джунглях"). В это же время он написал, скорее всего, пользуясь гравюрой, портрет писателя Пьера Лоти. Этот портрет позже приобрели для «музея уродств».

В 1893 году по выслуге лет Анри Руссо вышел на пенсию. В 50 лет художник с сыном переезжает на Монпарнас, тогда ещё только набирающий славу излюбленного места художественного авангарда. Руссо влюбляется в свою новую соседку Жозефину. Она замужем и поначалу остаётся холодна к его признаниям. Вскоре умер её муж, а через некоторое время скончался сын Руссо. Эта трагедия смягчила сердце Жозефины, и в 1899 году она согласилась стать женой художника. Жозефина работает в канцелярском магазине и продаёт там, в том числе картины мужа. Сам Руссо даёт уроки, рисует, а по выходным устраивает бесплатные обучающие классы для всех желающих.
Анри Руссо в своей мастерской. Фотография
В 1903 году Руссо снова становится вдовцом. Художник много работает. Картины по прежнему яркие, живые и романтичные. Используя множество оттенков для передачи одной маленькой детали, он воссоздаёт на своих полотнах атмосферу приятного сновидения. В кругу друзей и знакомых художника были такие известные люди того времени как Морис Рейналь, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Вламинк, Гийом Апполинер, Андре Сальмон и Макс Вебер.

В 1904 году появилось экзотическое полотно Руссо – «Нападение тигра на разведчиков», а в 1905-м – «Проголодавшийся лев», которого сопровождало пояснение: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает её; пантера с нетерпением ждёт, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники вырвали кусок плоти из несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит». Руссо стал популярен. Его наивное творчество начали противопоставлять набиравшему силу холодному, отстранённому интеллектуализму.

В 1908 году Руссо представляет на «Выставке Независимых» 4 своих работы, одна из которых – «Игроки в футбол». В творчестве последних лет жизни живописец обращается к идее передачи движения.

«Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю» (1908).

А. Руссо. "Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю"
На картине изображена конкретная местность Парижа. Художник не работал на пленэре, а писал пейзаж по фотографии. Однако при подготовке к работе Руссо сделал несколько эскизов с натуры. Композиция строго упорядочена: в центре – невозмутимая речная гладь, вверху – такое же невозмутимое небо. Слева и справа – словно поддерживающие колонны – купы деревьев. На заднем плане: мост с арочными пролётами, холмы и упрощённо, словно рукой ребёнка, изображённые дома. В небе неподвижно зависли три летательных аппарата. Их изображения как бы иллюстрируют достижения воздухоплавания: аэроплан, воздушный шар и дирижабль. Предметы обрисованы чётко – как будто преподнесены на ладони. Пейзаж исполнен наивной важности. В детской свежести и простоте восприятия кроется какая-то загадка. Недаром писатель Жан Кокто отметил, что герои полотен Руссо обитают не на земле, а как бы в зеркалах.

«Муза, вдохновляющая поэта» (1909).

Этот безусловный шедевр художника-примитивиста должен был изображать французского поэта Гийома Аполлинера и его подругу Мари Лорансен. Рассказывают, что Аполлинер и Мари позировали Руссо, причём художник при помощи портняжного сантиметра измерял лоб, нос, расстояние между глазами и так далее. Однако на картине персонажи предстали совершенно неузнаваемыми. Хрупкая и стройная в жизни Мари на картине является нам подобной мощному изваянию, чья монументальность подчёркивается ниспадающим складками одеянием.
Анрри Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта", 1909 (Художественный музей, Базель)
Аполлинер – человек в действительности высокий – изображён маленьким и плотным. Застывшие фигуры вмонтированы в пейзаж, как на снимке провинциального фотографа. Это придаёт им некое комическое величие. Аполлинер обряжен в парадный костюм, в руках у него – белоснежное гусиное перо и свиток: атрибуты поэтического искусства. Корпулентная Муза в античном одеянии вздымает вверх руку в благословляющем жесте. Пропорции фигур нарушены: у Музы слишком большая голова и просто огромная рука. Это отсылает нас к народному искусству – лубку**.
Анрри Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта", 1909 (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)

Деревья на заднем плане представляют собой подобие тщательно выписанной экзотической арки. На переднем плане цветы – левкои – образуют преграду между зрителем и изображением. Левкои не растут естественно из земли, похоже, что их туда воткнули для декоративного эффекта. Эта цветочная рамка-рампа создаёт эффект театральности: Поэт и его Муза словно выступают на некой сцене. Они обособленны и торжественны. Такие работы сам Руссо называл «портрет-пейзаж».

«Нападение ягуара на лошадь» (1910).

В 1910 году Руссо пишет картину «Нападение ягуара на лошадь», купленную впоследствии меценатом Амбруазом Волларом. Всяческая экзотика, тропическая растительность, хищные звери чрезвычайно привлекали Руссо. В Париже он часто посещал Ботанический сад и Зоологический музей, рассматривал географические атласы, открытки, марки. В результате этих наблюдений фантазия художника создаёт необычайный пейзаж. Не существующие в природе яркие цветы, невообразимое сплетение ветвей, огромные листья. Животные на фоне этой буйной растительности оказываются неправдоподобно, даже трогательно, маленькими. Их смертельная схватка напоминает скорее объятие. Морда лошади не искажена болью, художник придал ей наивное, слегка удивлённое выражение. Передние конечности белой лошадки напоминают танцующие женские ножки. Несмотря на пугающее название, картина проникнута удивительно мирным настроением.
Анри Руссо "Нападение ягуара на лошадь" (1910)
Сам художник гордился работой. «Двадцать два зелёных оттенка!» – гордо сообщил живописец известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. Соффиччи был потрясён живописной манерой Руссо. После прорисовки карандашом всех контуров экзотических растений, художник наносил различные оттенки зелёного цвета отдельными мазками, по нескольку раз прописывая каждый фрагмент, и тщательно очищал палитру при каждой смене цвета.

«Сон» (1910)

В 1910 году Анри Руссо создаёт свой величайший шедевр – полотно «Сон», выставленное им в том же году на 26-м Салоне Независимых. Все его друзья и коллеги единогласно утверждают, что произведение достойно самых наилучших отзывов. Поэт Гийом Аполлинер пишет о ней в одной из своих статей: «Я думаю, что в этом году никто не осмелится смеяться. Вы можете спросить у художников – все единогласны, все их восхищает, даже эта софа в стиле Людовика – Филиппа, затерянная в девственном лесу. И они правы».
Анри Руссо "Сон", 1910 (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Руссо снабжает работу следующими комментариями: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зелёные деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».
Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Переплетаясь, растения создают на холсте иллюзию пространства, чему вторит и всё цветовое решение картины. Ощущение глубины подчёркнуто переливающимися оттенками зелени. Мартышки резвятся в ветвях причудливой формы, где повсюду виднеются яркие экзотические птицы, а внизу, под ними, в траве рыщут хищники. Лишь чернокожий музыкант стоит в густой траве и играет на своей флейте, будто не замечая ничего вокруг. И персонажи, и растения вырваны из реального пространства, характерной формы и своего подлинного состояния, однако все они выписаны настолько тщательно, что выглядят невероятно правдоподобными. Словно предчувствуя свою кончину, Анри Руссо оставляет нам в наследство изображение подлинного рая. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время.

Поранив ногу, Руссо не предаёт этому особого значения. Начинается гангрена, в результате которой художник умирает 2 сентября 1910 года в больнице Неккера (Париж) в возрасте 66 лет.

Творчество Руссо несёт людям свет и радость, оно учит нас искусству мечтать. Работы этого замечательного мастера собраны ныне в известнейших и крупнейших музеях мира. Художник не имел учеников, но его последователей сейчас принято называть «примитивистами». Уже после смерти Руссо Гийом Аполлинер посвятил гениальному художнику-самоучке небольшую поэму:

Два вестника из рая,
Птенец и херувим,
Склоняются над ним,
Хвалу провозглашая.
Он – душа простая.
Не сродни ли им –
Сам птенец из рая,
Божий херувим.




Читайте также:


ПРИМЕЧАНИЕ

* Примитиви́зм – стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён.
По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов.

** Лубо́к – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска).


В фонде библиотеки имеется книга Д. Валье:


Валье, Д. Анри Руссо [Текст] / Д. Валье. – М. : Слово, 1995. – 95 с. – (Картинная галерея).

Комментариев нет:

Отправить комментарий