вторник, 12 сентября 2017 г.

Победители ежегодного национального конкурса «Книга года» – 2017

Ежегодный Национальный конкурс «Книга года» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям учреждён в 1999 году. Его основная задача – поддержка достижений отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, пропаганда чтения и книжной культуры, повышение роли книги в общественном сознании.

В 2017 году на конкурс поступило более 500 изданий из более чем 120 издательств и издающих организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы, Пятигорска, Рыбинска, Самары, Чебоксар, Челябинска и других регионов страны.
Фото с сайта
Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась 6 сентября 2017 года.
«Книгой года» названа поэтическая антология «Современная литература народов России».
Поэзия: Антология / Современная литература народов России. – М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2017.
Настоящий том открывает серию жанровых антологий, представляющих широкому читателю произведения современных авторов, пишущих на языках народов Российской Федерации. Составление подобного рода сборников предпринимается впервые и не имеет аналогов ни в отечественном, ни в мировом книгоиздании.
Многоязычная антология включает в себя оригиналы поэтических произведений 229 авторов, созданных за четверть века существования новой России на 57 национальных языках, от языка вепсов на крайнем северо-западе нашей страны до языка нивхов на крайнем востоке, художественные переводы стихотворений на русский язык, обзорные очерки о литературных языках и поэтических традициях народов России, а также краткие биографические справки об авторах антологии.
Большая часть стихотворений переведена современными русскими поэтами, продолжающими и развивающими традиции отечественной школы перевода, специально для настоящей антологии.

В год столетия русской революции «Прозой года» назван биографический роман-травелог* Льва Данилкина «Пантократор солнечных пылинок» (М.: Молодая гвардия, 2017) посвящённый В.И. Ленину.
Данилкин Л.А. Ленин: Пантократор солнечных пылинок. – М.: Молодая гвардия, 2017.

В год 870-летия основания Москвы «Поэзией года» признана антология «100 стихотворений о Москве».
100 стихотворений о Москве: Антология / Сост. А. Скворцов. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016.
Двуязычная антология представляет стихи ста русских поэтов XVII-XX веков, связанные с Москвой, московским бытом и московскими реалиями того или иного времени. В стихотворениях классиков и современников отчётливо проводятся 3 основные тематические и стилистические линии: парадно-патетическая, иронико-сатирическая и интимно-лирическая. Собранные вместе все они сплетаются в единый «московский поэтический текст», создавая выпуклый и пёстрый образ нашей столицы.

В конкурс 2017 года, кроме традиционных номинаций, включена номинация «Россия заповедная», посвящённая проведению объявленных в России в нынешнем году Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, приуроченных к 100-летию заповедной системы России. 

В этой номинации награду получил фотоальбом Сергея Анисимова «Арктика. Магия притяжения» (СПб.: Русская коллекция, 2017). «Книга «Арктика. Магия притяжения» снималась 10 лет, было 16 экспедиций. Это огромный труд, и радостно, что он нашёл отражение у членов жюри комиссии, которая оценивала вот это всё», – сказал Сергей Анисимов.  

В детской номинации «Вместе с книгой мы растём» лучшей признан словарь Светланы Воскресенской и Наталии Песняевой «Найди и покажи на Руси. 700 слов в помощь школьнику».
Воскресенская С., Песняева Н. Найди и покажи на Руси. 700 слов в помощь школьнику: Визуальный словарь. – М.: Клевер Медиа Групп, 2017.
А вы знаете, что такое крынка, алтын, завалинка и бричка? В рассказах, сказках и стихах мы нередко встречаем слова, которые уже не употребляются в современной речи. Это мешает маленькому читателю получать удовольствие от чтения. Поэтому авторы создали эту красочную книгу, с которой ребёнок сможет не только совершить увлекательное путешествие в историю, но и расширить свой словарный запас. Родителям тоже будет интересно вспомнить давно забытые слова! Листая страницы словаря, вы заглянете и в царский дворец, и в крестьянскую избу, и в барскую усадьбу, узнаете, как работали на мельнице и в кузнице, что носили и на чём ездили. Чтобы ребёнку было интереснее знакомиться с необычными словами, авторы книги придумали увлекательные задания – искать на рисунках предметы и персонажей. На каждом развороте – детальные реалистичные иллюстрации и интересные сведения. В конце книги вы найдете толковый словарик, в котором сможете уточнить значения всех встретившихся слов.

В номинации «HUMANITAS» отмечена «романтическая хроника» Бориса Мессерера «Промельк Беллы».
Мессерер Б.А. Промельк Беллы: Романтическая хроника. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017.

Борис Мессерер – известный художник-живописец, график, сценограф. Обширные мемуары охватывают почти всю вторую половину ХХ века и начало века XXI. Яркие портреты отца, выдающегося танцовщика и балетмейстера Асафа Мессерера, матери – актрисы немого кино, красавицы Анель Судакевич, сестры – великой балерины Майи Плисецкой. Быт послевоенной Москвы и андеграунд шестидесятых–семидесятых, мастерская на Поварской, где собиралась вся московская и западная элита и где родился знаменитый альманах «Метрополь». Дружба с Василием Аксёновым, Андреем Битовым, Евгением Поповым, Иосифом Бродским, Владимиром Высоцким, Львом Збарским, Тонино Гуэрра, Сергеем Параджановым, Отаром Иоселиани. И – Белла Ахмадулина, которая была супругой Бориса Мессерера в течение почти сорока лет. Её облик, её «промельк», её поэзия. Романтическая хроника жизни с одной из самых удивительных женщин нашего времени. Книга иллюстрирована уникальными фотографиями из личного архива автора. Читать далее

В номинации «Арт-книга» наградой отмечена книга-альбом «Советский ренессанс. Живопись, графика, скульптура 1960-2000» (Из коллекции Наталии Опалевой).
Советский ренессанс. Живопись, графика, скульптура 1960-2000 гг.: Коллекция Наталии Опалевой: Книга-альбом. – М.: Музей Анатолия Зверева, 2017.
 Каталог представляет коллекцию Генерального директора музея Наталии Опалевой. Почти 15 лет Наталия Опалева собирала работы художников-нонконформистов, представителей неофициального искусства второй половины ХХ века. Сегодня собрание насчитывает свыше 500 работ живописцев, графиков и скульпторов – Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Николая Вечтомова, Василия Ситникова, Вадима Сидура, Эрнста Неизвестного и многих других. Художников, объединённых 60-ми годами прошлого века, называли вторым русским авангардом, их бурную художественную жизнь – «Ренессансом в пределах Садового кольца». Об этой яркой жизни замечательный писатель и поэт Владимир Алейников написал серию эссе специально для каталога.
Каталог не только представляет сами работы, но и предлагает читателям взглянуть на художественное наследие нонконформистов с позиций ХХI века – искусствовед Сергей Соловьёв в заключительной статье размышляет об актуальности искусства «шестидесятников» сегодня, а над оформлением книги работал один из лучших современных дизайнеров Игорь Гурович.
    
В номинации «Искусство книгопечатания» выделили роскошный арт-объект «Манга Хокусая: Энциклопедия японской жизни в картинках. Полная публикация, исследование и комментарии в 4-х книгах» (печатать дизайн-бюро «Экстра-принт», г. Санкт-Петербург).
Штейнер Е.С. Манга Хокусая: Энциклопедия японской жизни в картинках. Полная публикация, исследование и комментарии: В 4 кн. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2016.
Настоящее издание является публикацией альбомов «Манга Хокусая» («Неисчерпаемо-разные картинки») крупнейшего художника Японии Хокусая (1760–1849). Изначально «Манга» была напечатана в 15 выпусках, выходивших с 1814 по 1878 г. Это всемирно известный памятник, который из-за своего объёма и загадочности многих сюжетов не был полностью издан в западном мире. Русское издание – первая полная и детально прокомментированная публикация «Манга», снабжённая обширной вводной статьей и комментариями к каждому изображению.
Во вступительной статье рассказывается о жанре книги-картинки (или книги рисунков с минимальным текстом) в истории японского искусства и об уникальных свойствах Хокусаевой «Манга». «Манга» явилась фактически энциклопедией старой японской жизни – с сюжетами из мифологии, древней и средневековой истории, с рассказами-картинками о богах, буддах, самураях и красавицах-куртизанках. Множество страниц занимают детальные зарисовки воинских искусств, самурайского вооружения и поединков, а также сотни пейзажных сцен или изображений японских растений и животных, не говоря о большом количестве жанровых сценок, показывающих японцев во всех многообразных обстоятельствах жизни.
К 900 страницам «Манги», на которых содержатся изображения около 4000 персонажей и сюжетов, дан постраничный комментарий. Издание предназначено для специалистов-востоковедов и всех интересующихся японской культурой.

Номинация «Электронная книга» вручена некоммерческому просветительскому проекту, посвящённому гуманитарному знанию Arzamas «Вся русская литература XIX века в 230 карточках». «На самом деле не важно, в каком виде читать книги, важно, чтó читать, – заявили представители «Арзамаса», получая награду. – Это не книга, но эта электронная не-книга поддерживает чтение качественных книг».
Вся русская литература XIX века в 230 карточках: Интернет-проект. – Арзамас: Просветительский проект «Arzamas», 2017.

Специальным дипломом отмечен двухтомник «Избранное» Е.Ю. Гениевой (М.: Политическая энциклопедия, 2017). Награду получил внук скончавшейся 2 года назад директрисы Библиотеки иностранной литературы Игорь Сорокин.
Гениева Е.Ю. Избранное: В 2 т. – М.: Политическая энциклопедия, 2017.
В первом томе «Избранного» известного литературоведа, библиотековеда и культуролога Е.Ю. Гениевой (1946–2015) публикуются её работы, посвящённые английской и ирландской литературе. В разделе «Британская мозаика» представлены статьи разных лет о писателях XVIII–ХX веков: Джейн Остин, Мэри Шелли, Т.Л. Пикоке, У.М. Теккерее, Чарльзе Диккенсе, сёстрах Бронте, Оскаре Уайльде, Редьярде Киплинге, Вирджинии Вулф, Шоне О’Фаолейне, Мюриел Спарк, Фэй Уэлдон, Уильяме Треворе и др. В первый том вошла также монография Е.Ю. Гениевой «И снова Джойс», опубликованная в 2011 г.
Во втором томе публикуются труды Е.Ю. Гениевой по библиотечному делу, статьи о русских писателях, воспоминания, лекции и интервью. В разделе «Вселенная библиотеки» публикуются теоретические главы докторской диссертации Е.Ю. Гениевой «Библиотека как центр межкультурной коммуникации», в разделе «Пророк в своём отечестве» – статьи о М. Волошине, М. Цветаевой, А. Пушкине, М. Лермонтове. В раздел «Великие спутники» вошли заметки Е.Ю. Гениевой о её семье, а также о людях, значимых для её духовного становления: А. Мене, А.Д. Лихачёве, И. Иловайской, Антонии Сурожском и др. В заключительном разделе собраны публичные выступления и интервью Е.Ю. Гениевой, посвящённые проблемам российской культуры в современном обществе. В томе размещены также сведения о жизни Е.Ю. Гениевой и библиографический список её работ.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Как пишет Алёна Бондарева в статье «Литература скитаний» травелог (возможен вариант произношения как трэвелог) – от английского «travelogue» – о путешествии (журнал, диалог, дневник, в современном понимании ещё и блог, посвящённый описанию странствий). Жанр нынче не просто востребованный, а популярный. Но потому и размытый.
В традиционном виде травелог – не только документальный рассказ о поездке, экспедиции, исследовании, но повествование, подкреплённое историческими свидетельствами (зарисовками, картами), не чуждое сопоставительного анализа (что было на территории в прошлом, что теперь) и рефлексии пишущего (ожидания и увиденная реальность). Помимо физического перемещения тела в пространстве, этот жанр предполагает и метафизическое путешествие, в финале которого происходит если не взросление, то как минимум умудрение (как повествователя, так и читателя). К тому же главная задача пишущего путешественника – не развлечь аудиторию, а передать знания (в том числе – редчайшие сведения).


Комментариев нет:

Отправить комментарий