четверг, 26 октября 2017 г.

Кадзуо Исигуро – лауреат Нобелевской премии по литературе

Лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2017 год стал 62-летний британский писатель и сценарист японского происхождения Кадзуо Исигуро, обойдя японца Харуки Мураками, канадку Маргарет Этвуд, израильтянина Амоса Оз и итальянца Клаудио Магриса.

Награду Исигуро присудили за то, что он в своих «романах необыкновенной эмоциональной силы раскрыл пропасть под иллюзорным ощущением связи с миром», сказано в сообщении Шведской академии. Литературовед и постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус описала творчество писателя как смесь Джейн Остин, Франца Кафки и небольшой доли Марселя Пруста.
Исигуро родился в 1954 году в Нагасаки (Япония). В 1960 году его семья эмигрировала в Великобританию. После окончания школы он отправился в путешествие по США и Канаде, где, мечтая стать музыкантом, играл в клубах, посылал демозаписи продюсерам.
Кадзуо Исигуро / Jeff Cottenden

Кадзуо получил степень бакалавра английского языка и философии в Кентском университете, магистра искусств в университете Восточной Англии. В 1982 году Исигуро получил статус подданного Великобритании. Исигуро – член Королевского общества литературы, живёт в Лондоне.
Литературная карьера Исигуро началась в 1981 году с опубликования трёх рассказов в антологии «Введение 7: рассказы новых писателей». За 36 лет он написал порядка десяти прозаических произведений, которые переведены более чем на 40 языков мира. Все произведения Кадзуо Исигуро объединяет тонкий психологизм. Герои его романов, чтобы понять и принять себя, пытаются осмыслить прошлое – своё, своей семьи или своего народа. Примечательно, что Исигуро не ставит целью дать читателю исчерпывающее объяснение мотивов героев – «додумывать» их приходится самостоятельно.
Первый роман, «Там, где в дымке холмы» (1982), повествует об Эцуко, вдове из Японии, живущей в Англии. После самоубийства дочери её преследуют воспоминания о разрушении и восстановлении Нагасаки.
В 1983 году Исигуро был выдвинут на грант в как один из «Лучших молодых британских писателей». То же поощрение за эти же достижения он получил и в 1993 году.
Вторым романом был «Художник зыбкого мира» (1986), где через рассказ обременённого собственным военным прошлым художника Мацуджи исследуются отношения японцев ко Второй мировой войне.
Роман «Художник зыбкого мира» написан по всем канонам лучшей японской прозы ХХ века: ослабленная, почти незаметная сюжетность, изнурительная точность описаний с вкраплениями импрессионистических деталей, углубленный психологизм и расплывающийся образ автора с несфокусированной точкой зрения на мир и собственный рассказ. При этом вся книга пропитана ощущением конкретного времени (довоенная и послевоенная Япония).
В романе есть признание, которое предсказывает весь дальнейший путь писателя:
– Опыт, полученный в мастерской Такэды, – говорит в книге её герой, – научил меня никогда не следовать слепо за толпой и всегда тщательно обдумывать, а правильным ли является то направление, куда меня толкают. И если уж я что-то и старался вам всем внушить, так это необходимость обрести способность подниматься над привычным ходом вещей.
«Художник зыбкого мира» стал книгой года в Великобритании.

Третий роман Исигуро, «Остаток дня» (1989), рассказывает историю пожилого английского дворецкого. Это монолог-воспоминание на фоне угасания традиций, приближающейся мировой войны и подъёма фашизма. Дворецкий Стивенс, без страха и упрёка служивший лорду Дарлингтону, рассказывает о том, как у него развивалось чувство долга и умение ставить нужных людей на нужное место, демонстрируя поистине самурайскую замкнутость в рамках своего кодекса служения.
Роман был удостоен Букеровской премии. При этом члены Букеровского комитета проголосовали за роман единогласно, что случается нечасто. Критики отмечали, что японец написал «один из самых английских романов XX века». Его сравнивали с Джозефом Конрадом и Владимиром Набоковым, которым тоже удалось создать классические произведения на не родном для них языке.
По роману «Остаток дня» снят имевший значительный успех фильм с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях. Фильм в российском прокате шёл под названием «На исходе дня».
Борис Акунин написал своего рода ремейк «Остатка дня» – роман «Коронация».

В 1995 году был опубликован наиболее сложный по стилистике роман Исигуро «Безутешные». Он наполнен многочисленными литературными и музыкальными аллюзиями. Действие этого романа происходит в неназванной центрально-европейской стране и в наше время, тогда как все предыдущие работы Исигуро были наполнены реминисценциями прошлого.

«Когда мы были сиротами» (2000)  – изысканный роман, в котором парадоксально сочетаются традиции «чёрного детектива» 1930-х годов и «культурологической прозы» конца ХХ – начала XXI века. Известнейший детектив, интеллектуал Кристофер Бэнкс с детства мечтает раскрыть тайну исчезновения своих родителей – и, наконец, ему представляется возможность сделать это в очень неспокойное время, отправившись по маршруту Лондон–Шанхай. Однако расследование Кристофера и его экзотическое путешествие постепенно превращаются в странствие из Настоящего в Прошлое, из мира иллюзий – в мир жестокой реальности.
Поздние романы Исигуро «Не отпускай меня» и «Погребённый великан» написаны на том рубеже, где добротное психологическое письмо смыкается с триллером и элементами научной фантастики.

«Не отпускай меня» (2005)  – это не просто история любви, дружбы и памяти, это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью». А ещё это роман-притча о настоящем и прошлом, вызывающий душевное смятение и боль. Тридцатилетняя Кэти вспоминает своё детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Она словно путешествует во времени, остро чувствуя произошедшие вокруг изменения, и рассказывает о том, что случилось.

Роман «Не отпускай меня» включён в список 100 лучших английских романов всех времён по версии журнала Time.

В 2009 году опубликован первый в сборник рассказов Исигуро «Ноктюрны: Пять историй о музыке и сумерках». Эти пять поразительных историй о волшебной силе музыки и сгущающихся сумерках объединены не только тематически и метафорически, но и общими персонажами, складываясь в изысканное масштабное полотно. Здесь неудачливый саксофонист ложится на пластическую операцию в расчёте, что это сдвинет с мёртвой точки его карьеру, звезда эстрады поёт в Венеции серенады собственной жене, с которой прожил не один десяток лет, а молодой виолончелист находит себе в высшей степени оригинальную наставницу. 

«Погребённый великан» (2015) – роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в Средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие – они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное – о людях, о том, как все мы по большому счёту одиноки.

Напомним, Нобелевская премия по литературе вручается с 1901 года. В 2016 году Нобелевскую премию по литературе получил американский музыкант, писатель и художник Боб Дилан за «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». В 2015 году награду вручили белорусской писательнице Светлане Алексиевич. Она стала 14-й женщиной-лауреатом за всю историю премии.
Торжественная церемония вручения награды пройдёт 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля, в Стокгольме. Из рук короля Швеции Карла ХVI Густава лауреаты получат золотую медаль с изображением учредителя престижнейшей награды и диплом, а на следующий день Нобелевский фонд перечислит на их банковские счета причитающуюся денежную составляющую. Размер премии в 2017 году увеличен до 9 миллионов шведских крон (1,12 миллиона долларов).

В книжном фонде СКБСС имеются произведения Кадзуо Исигуро в адаптированных форматах:

Книги рельефно-точечного шрифта
Исигуро, К. Не отпускай меня [Шрифт Брайля] : роман / К. Исигуро. – СПб. : «Чтение» ВОС, 2013. – 5 кн. – С изд.: М.: Эксмо, 2012.
Исигуро, К. Погребённый великан [Шрифт Брайля] : роман / К. Исигуро. – СПб. : «Чтение» ВОС, 2017. – 5 кн. – С изд.: М.: Издательство «Э», 2016. (16+)

«Говорящие» книги на кассетах
Исигуро, К. Безутешные [Звукозапись] : роман / К. Исигуро. – М. : Логосвос, 2010. – 6 мфк., (20 час.41 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: СПб.: Симпозиум, 2001.
Исигуро, К. Когда мы были сиротами [Звукозапись] : роман / К. Исигуро. – М. : Логосвос, 2009. – 3 мфк., (10 час.44 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Эксмо, 2007.
Исигуро, К. Остаток дня [Звукозапись] : роман / К. Исигуро. – М. : Логосвос, 1993. – 2 мфк., (7 час.28 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: «Иностранная литература». – 1992. – N 7.
Исигуро, К. Художник зыбкого мира [Звукозапись] : роман / К. Исигуро. – М. : Логосвос, 2009. – 2 мфк., (7 час.55 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Эксмо, 2007.

Аудиокниги на CD
Исигуро, К. Когда мы были сиротами [Электронный ресурс] : роман / К. Исигуро. – Мн. : Звукотэкс, 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (16 час.12 мин.). – Источник записи не указан.

Аудиокниги на флеш-картах
Берн, Р. Тайна [Электронный ресурс] / Р. Берн ; читает Н. Винокурова. Линия разрыва / С. Бродбент; читает И. Ерисанова. Безутешные / К. Исигуро; читает В. Герасимов. Трагедия Игрек / Э. Квин; читает Л. Броцкая. Тонкая работа / С. Уотерс; читает Н. Савицкий. Ежевичное вино / Д. Харрис; читает И. Прудовский. – М. : Логосвос, 2010. – 1 фк., (83 час.50 мин.).
Бинчи, М. Серебряная свадьба [Электронный ресурс] / М. Бинчи ; читает И. Ерисанова. Не отпускай меня / К. Исигуро; читает И. Ерисанова. Дело Парадайна / Р. Хиченс; читает Н. Грачева. – М. : Логосвос, 2009. – 1 фк., (43 час.31 мин.).
Гришэм, Д. Трибуны [Электронный ресурс] : роман / Д. Гришэм ; читает И. Ерисанова. Тяжёлые времена ; Большие надежды : романы / Ч. Диккенс ; читает Н. Литвинова. Ники : повесть / Т. Дери ; читает С. Репина. Остаток дня ; Ноктюрны : роман, рассказы / К. Исигуро ; читают С. Кирсанов, И. Ерисанова. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (61 час.14 мин.). – С изд.: БД СКБСС.
Исигуро, К. Когда мы были сиротами [Электронный ресурс] ; Остаток дня : романы / К. Исигуро ; читает И. Ерисанова. Жизнь ни о чём ; Лёгкий привкус измены : романы / В. Э. Исхаков ; читают А. Ковалёв, Ю. Заборовский. Прощай, Берлин : роман / К. Ишервуд ; читает М. Иванова. Рассказы на ладони ; Старая столица ; Стон горы : романы / Я. Кавабата ; читают Т. Телегина, И. Воробьёва. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (80 час.).
Исигуро, К. Художник зыбкого мира [Электронный ресурс] / К. Исигуро ; читает И. Ерисанова. Вилла «Амалия» / П. Киньяр; читает С. Кирсанов. Прикосновение / К. Маккалоу; читает Л. Еремина. Море, море / А. Мердок; читает В. Герасимов. Грех господина Антуана / Ж. Санд; читает Ю. Заборовский. Автобиография: Моав – умывальная чаша моя / С. Фрай; читает Н. Савицкий. – М. : Логосвос, 2010. – 1 фк., (85 час.12 мин.).


Официальная страница Кадзуо Исигуро в Фейсбук