Если в семье растёт незрячий ребёнок



Ничего, что мрак перед глазами,
                                                                 Что от ночи день не отличу,
                                                                  Но не заливаюсь я слезами,
                                                                  А как все другие жить хочу.
                                                                                                Любовь Цайгер

Родителям незрячих детей приходится выполнять очень трудную работу. Родители – первые учителя ребёнка. Им принадлежит ведущая роль в создании благоприятных условий для его развития. Слепой ребёнок способен преодолеть трудности, стоящие на его жизненном пути, если родители и близкие помогут ему реализовать свои возможности и научат познавать окружающий мир без участия зрения.
Одна из самых важных и трудных задач – формирование навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом и    т. д., зависит и его положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребёнка окружающими людьми, и его отношение к самому себе. Трудна эта задача ещё и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребёнка. Однако немногие из них знают, как это делать, как облегчить ему освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей. Незрячему ребёнку сложнее познавать окружающий мир, чем его зрячим сверстникам.
Воспитание самостоятельности надо начинать как можно раньше. Дошкольные годы – наиболее благоприятный для этого период. Всё то, что упущено в деле воспитания самостоятельности в это время, очень нелегко наверстать позже. Известно много положительных примеров, когда незрячие люди смогли успешно адаптироваться в обществе, достичь научных, производственных и творческих высот, наравне со зрячими. То, каким вырастет ваш ребёнок, во многом зависит от навыков, умений, знаний, которые вы дадите ему сейчас.

Если вы не научите ребёнка ответственности, то не сможете требовать её от него в будущем.
Если вы не научите его добиваться цели, он не будет стремиться к успеху.
Если вы будете делать всё вместо ребёнка, он никогда не станет самостоятельным.

На этой странице блога отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития детей раннего возраста, предлагаются практические способы формирования специальных знаний, умений и навыков, позволяющих в быту до определённой степени компенсировать полную или частичную утрату зрения.
В приложении дана программа обучения детей навыкам самостоятельного обслуживания, которая систематизирует и резюмирует все рекомендации, отражённые в материале. Программа предусматривает постепенное усложнение навыков, которые необходимо формировать у детей с нарушением зрения начиная с самого рождения и до младшего школьного возраста включительно.


2. Обучение навыкам самообслуживания




Материал печатается по изданию:

Если в семье растёт незрячий ребёнок : консультация для родителей по обучению детей с нарушениями зрения навыкам бытового обслуживания / Ставроп. краев. б-ка для слепых им. В. Маяковского ; сост. З.О. Звонок. – Ставрополь, 2010. – 35 с.

Предлагаемая консультация составлена на основе результатов многолетней научно-практической деятельности, разработок и рекомендаций ведущих специалистов в области тифлопедагогики по вопросам самообслуживания слепых детей: В.А. Феоктистовой (доцента кафедры тифлопедагогики и логопедии РГПУ им. А.И. Герцена), В.З. Денискиной (доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования), М.В. Венедиктовой (учителя-дефектолога по пространственной ориентировке Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей), Т.П. Свиридюк (доцента кафедры олигофренопедагогики КГПУ им. М.П. Драгоманова), Л.И. Солнцевой (тифлопсихолога, доктора психологических наук) и С.М. Хорош (кандидата психологических наук).
Материал предназначен для родителей, имеющих детей с тяжёлыми нарушениями зрения.